Автоматизация торговли

Автоматизация магазинов на 1С

blank

Стандартное оборудование кассового места  в магазине – сам кассовый аппарат, весы (если продаётся весовой товар), эквайринговый терминал для приёма карт. Если продавец заботится о комфорте покупателя – он поставит специальный монитор, чтобы человек мог видеть, на сколько денег он уже набрал товаров. Если позаботится ещё больше – то даст в руки продавцу сканер - чтобы процесс шел быстрее. А если он хочет выстроить  долгосрочные отношения с клиентом, то постарается организовать программу лояльности – и выдаст любимому покупателю карту магазина.

Торговое оборудование – важнейший инструмент современного продавца. Но чтобы оно работало синхронно и с пользой для бизнеса, ему нужны «мозги». Этими мозгами обычно является товароучётная программа. Обычно её устанавливают на компьютер, настраивают на работу в том или ином режиме, а потом к этому же компьютеру подключают нужное оборудование. При необходимости – добавляют новые устройства или заменяют старые аппараты более современными и удобными. Так что начнём с головы. Каким должен быть софт, чтобы управлять всем этим хозяйством? Опираясь на большой опыт работы с решениями 1С и широту применения этих решений, давайте разберём основные требования к софту на примере товароучётного решения «1С:Розница».

Эту программу можно использовать и для автоматизации комплексного учёта в торговой точке, и как инструмент для анализа товародвижения, и как кассовую программу.

Что умеет «1С:Розница»:

  • Учёт товародвижения
  • Управление взаиморасчётами
  • Ценообразование.
  • Управление ассортиментом.
  • Маркетинговые акции и их оценка
  • Ведение баз клиентов.
  • Складской учёт.
  • Планирование закупок
  • Управление персоналом.
  • Учёт личных продаж
  • Работа с торговым оборудованием
  • Отчётность и аналитика магазина

Итак. Если программа стоит в торговом зале, то, безусловно, оформить в ней продажу и помочь клиенту найти нужный товар должен смочь любой продавец или консультант без специального образования. Поэтому в «1С:Рознице» есть очень простой интерфейс для таких задач – «Рабочее место кассира».  В связи с заменой кассовой техники на онлайн-кассы в этом интерфейсе появилась новая возможность – указать мейл или номер телефона покупателя для передачи электронного чека.

Напомним, что в соответствии с законом, покупатель должен сообщить о желании получить электронный документ до пробития первого товара. При выборе основного торгового решения нужно обратить внимание ещё на такой момент. 


Сейчас активно развиваются государственные системы контроля товародвижения. Начиная с 2016г. введено электронное декларирование НДС, ЕГАИС, маркировка товаров через систему “Честный знак”.

Внедрение таких систем на государственном уровне требует соответствующего качества учёта в бизнесе. Более того, программа в вашем магазине должна уметь обмениваться данными с государственными «облаками» — уже созданными (как ЕГАИС) и будущими. А теперь важный момент: программы «1С» не только предоставляют данные, но и контролируют корректность работы менеджеров и кассиров на местах. Например, автоматически проверяют, чтобы в одном и том же чеке не было товаров, относящихся к видам деятельности с разными системами налогообложения. 
Так что, выбирая «мозги» для своего розничного бизнеса, загляните чуть вперёд – сможет ли софт поддержать очередные законодательные инициативы?  И главное в рамках этой темы требование к товароучётке – уметь поддерживать не два-три вида торговой техники, а все популярные торговые технологии, причём, желательно от разных производителей. 

Например, к «1С:Рознице» можно подключить более 300 моделей от нескольких десятков производителей.  Так что если в качестве «мозга» в вашем магазине установлена «1С:Розница», наращивание парка торгового оборудования – в прямом смысле слова дело техники.

Правило трёх шагов

ШАГ 1: определяемся с оборудованием
Вы, как предприниматель,  должны хорошо понять, какое оборудование и для чего вам потребуется. Ниже — список торговой техники и несколько причин, почему её применение было бы уместно в вашей торговой точке.
Онлайн-касса. Однозначного названия этого типа оборудования пока не установилось, и кассы называют пока по-разному - и «онлайн-кассы», и «новые кассы», и «ККТ с передачей данных», и «контрольно-кассовая техника online», и «онлайн фискальный регистратор». По сути, это оно и то же. Принципиально важно, что в это устройство вставлен фискальный накопитель (ФН), а не ЭКЛЗ. Онлайн-касса в торговой точке – это обязательное требование законодательства.. Совместная работа кассы с учётной программой гарантированно обеспечит вывод номенклатурного состава в чек, как того требует закон. Цена товара - всегда актуальна, а продавец волен изменить её только в рамках установленных для него прав и правил (например, дать скидку, но не более 10%).  Добавим к этому информацию о реальных товарных остатках, контроль подозрительных операций в работе кассира и отсутствие проблем с передачей данных в бухгалтерию. Стоимость кассы – от 18-20 тысяч рублей.
Эквайринговый терминал. Как утверждают специалисты, проверенное средство повысить средний чек на 20-30%. Стоимость – от 10 тысяч рублей. Есть предложения по аренде.
Электронные весы, подключенные к компьютеру – для ускорения оформления продажи. Важный психологический момент: с такими весами покупатели чувствуют себя более защищёнными от обвеса, и для многих это существенно повышает комфорт покупки. Стоимость – от 2 000 рублей.
Дисплеи покупателя нужны для «наглядности кассового процесса», на них обычно отображается информация о цене весового или штучного товара, общей стоимости покупки, сдаче и т.д. Помимо этого на дисплей можно выводить рекламную информацию. Стоимость – от 4 000 рублей.
Сканер штрихкодов. Вообще, применение технологии штрихкодирования – это уже стандарт автоматизации нормальной торговой точки и склада. Опыт показывает, что внедрение штрихкодирования может в разы сократить трудоёмкость обслуживания магазина. Добавьте к этому точность информации, повышение пропускной способности и современный имидж вашей торговой точки. Сканеры различаются по типу штрихкодов, которые они могут прочитать. Например, для считывания маркировки алкоголя сканер должен уметь считывать 2D-штрих-коды.  Стоимость сканера – от 2900 рублей.
Принтеры этикеток. При внедрении технологии штрихкодирования это устройство обеспечит печать внутренних кодов для тех товаров, на которых нет заводской маркировки или для товаров собственного производства. Создание (автогенерация) изображения штрихового кода выполняется прямо в «1С:Рознице», а затем оно может быть распечатано или на обычном принтере, или как раз на принтере этикеток. Что использовать – зависит от требуемого количества и качества наклеек. Стоимость – от 6 000 рублей.
Терминалы сбора данных. Это ещё один удобный инструмент для тех компаний, где применяется технология штрихкодирования. Устройство обычно используется на складах – для приёма, перемещения или отгрузки товаров. Принцип работы простой – в терминал загружаются данные из учётной системы 1С, а в процессе работы кладовщик быстро сканирует товар, принимая его на склад или отправляя в торговый зал. После окончания работы накопленные данные о перемещениях товаров загружаются из терминала обратно в учётную систему («синхронизируются», как говорят айтишники).  Стоимость – от 6 000 рублей.
RFID-считыватели. Это довольно новый класс оборудования.  RFID - Radio Frequency Identification,  радиочастотная идентификация – технология бесконтактного обмена данными на основе  радиочастотного электромагнитного излучения. RFID метки могут быть произведены только промышленным способом, они применяется для идентификации и контроля различных объектов. Например, такие метки используются для обязательной маркировки меховых изделий. Обсуждается, что в планируемых к запуску новых государственных информационных системам маркировки также будет применяться эта технология. Если предстоит торговля маркированным товаром, то такое оборудование точно потребуется. Стоимость – от 30 000 рублей.
Считыватели магнитных карт применяются там, где реализуется программа лояльности для клиентов, а для опознания таких клиентов – используются магнитные карты. Вообще, программа лояльности – это по сути блок CRM в самой «1С:Рознице». Лично мне, как покупателю, удобнее использовать не карты (я их просто теряю), а иметь возможность получать обещанные бонусы и баллы или по фамилии, или по номеру телефона. В «1С:Рознице» такой способ тоже можно использовать. Но магнитные карты до сих пор имеют широкое хождение, и для их распознавания используется это оборудование. Стоимость – от 2 000 рублей.  
 
ШАГ 2: проверяем оборудование на совместимость с 1С

 Допустим, перечень необходимого оборудования подобран. «1С:Розница» хорошо умеет работать со всем этими типами оборудования. Поэтому теперь нужно просто выбрать конкретную модель. На этом шаге выясним, какое оборудование сертифицировано для программ 1С, и в частности для «1С:Розницы». Для этого лучше обратиться к специалистам нашей компании. 

ШАГ 3: выбираем поставщика оборудования

После того как вы определились с моделями оборудования, можно переходить к выбору конкретного поставщика. Единственная тонкость здесь в том, чтобы по возможности найти компанию, которая знает и профильное оборудование, и программы 1С. Обращайтесь в нашу компанию и получите наивысший уровень качественного обслуживания по адекватным, умеренным ценам